Menu
Спецноминация
За то, что доказывают, что co-creation и crowdsoursing таки новые важные явления. Хотя вряд ли отдают себе отчет в том, что это олицетворяют.

Родинний добробут

Фермерское хозяйство, еда

с. Великие Гуляки, Киевская обл.

Кооперационная модель сотрудничества инвесторов, фермеров и потребителей. Выращивание органических овощей и зелени, козий сыр и молочные продукты.

fb

Родинний добробут: сеть кооперативных мини-ферм станет драйвером развития регионов

Антон Дундий

сооснователь и директор сельскохозяйственного кооператива «Родинний добробут»

Что получится, если инвесторы, фермеры и потребители скооперируются? Насколько удачной может быть такая бизнес-модель, демонстрирует кооператив «Родинний добробут», где выращивают органические овощи и зелень, производят козий сыр и молочные продукты. 

В чем устойчивость бизнес-решения? Кооперационная модель сотрудничества инвесторов, фермеров и потребителей позволяет эффективнее привлекать инвестиции, развивать крупные проекты, внедрять инновации. При этом сокращаются затраты на логистику и увеличивает вовлеченность каждого участника в бизнес-процесс.    


Из строителей — в фермеры 

«Как мы получаем черный сыр? Из молока черных коз, которых доят только ночью!» — улыбается Антон Дундий, основатель и директор сельскохозяйственного кооператива «Родинний добробут», — Так мы в шутку отвечаем покупателям. А если по правде, то используем чернила каракатицы, которые и придают сыру необычный цвет». 

 В прошлом Антон занимался строительством. «Бывало, что под моим руководством работало около 2 тыс. человек», — вспоминает он. Этот опыт оказался полезным, когда решил организовать сельскохозяйственный кооператив. 

 В 2008 году будущий фермер с друзьями вложили собственные сбережения в землю с несколькими старыми постройками в селе Великие Гуляки Киевской области. Планировал совмещать строительный бизнес с фермерством, но это оказалось очень сложно. И когда в 2013 году ситуация на строительном рынке ухудшилась, Антон решил полностью сосредоточиться на своей идее — фермерской кооперации. 

Органическое земледелие — это философия жизни

 В «Родинном добробуте» выращивают только органические продукты: овощи и зелень. Планируют получить сертификаты на козье поголовье, хотя и сейчас все условия для животных созданы по правилам органического фермерства. В теплицах продукты выращивают без химикатов. Большое внимание уделяют новинкам в сфере органического выращивания растений: используют «зеленые» технологии: тепловые насосы, солнечные коллекторы и собственные ноу-хау. 

«Мы не будем заниматься тем, что не органично и не экологично. Это для нас аксиома», — отмечает Антон.   

Читайте про победителей конкурса СТАЛО и голосуйте за лучших на странице рейтинга

Мини-социум близких по мировоззрению 

Важно, что «Родинний добробут» напрямую реализует продукцию потребителю. А так как каждый участвует в ее создании (либо финансово, либо своим трудом), то результатом является высокий уровень доверия у потребителя к качеству продукции.

 «Я считаю, что кооперация — это самый выгодный способ работы. Условно говоря, я занимаюсь козами, а вы сыром, и именно это объединение дает нам возможность получать прибыль», — говорит Антон.

 Для него как инициатора и идеолога такой модели бизнеса важен не просто коммерческий успех, а создание мини-социума близких по духу и мировоззрению людей. При этом предприниматель уверен, что именно сотрудничество таких людей является оптимальным вариантом для привлечения денег и ресурсов.

 Работникам среднего звена кооператив помогает с обучением, постоянные сотрудники получают бонусы, которые соответствуют их вкладу в деятельность предприятия. 

Сейчас в Украине не так много примеров успешно работающих кооперативов. Идея, казалось бы, не нова, но есть определенные трудности в ее воплощении. В «Родинном добробуте» не все шло по плану: вначале было трудно организовать людей, сбор инвестиций затягивался и бизнес развивался медленнее, чем предполагалось. 

Нужно понимать, что в органическом фермерстве много нюансов, которые важно учитывать. Коз закупали не породистых, а обычных, они и дешевле, и меньше болеют, что для органического фермерства немаловажно. В дальнейшем планируют скрещивать их с породистыми и увеличивать поголовье, тем более что в трех козлятниках, которые есть на территории, можно спокойно разместить около 500 животных. 

Прибыльное дело 

По словам Антона, прибыльность бизнеса сейчас составляет 55-80% годовых. Активно стали развивать различные направления недавно, в 2016 году. Поголовье коз увеличилось с 20 до 130. В день кооператив получает примерно 100 л молока, из которого раз в два дня готовят сыр. 

Овощи выращивают в четырех теплицах — двух старых и двух новых, построенных в прошлом году. В этом году запустили производство яблочного уксуса, пока не органического. Сырье для него закупают у других хозяйств, в этом году с ценами на яблоки везет: их так много, что готовы продавать по 2 грн за 1 кг. 

Продукцию отвозят в несколько магазинов в Киеве, которые продают фермерские продукты, или доставляют частным клиентам. Еще одна из площадок — специальные ярмарки фермерской продукции, такие как маркет «Всі. Свої». 

Кооперация заметно облегчает логистику. Если в Киев везется 200 кг сыра, то наценка за бензин на 1 кг выходит незначительная, не сравнить с той, если одинокий фермер везет 20 кг. 

 Цену на продукцию формируют, ориентируясь на себестоимость товара, которая зависит в том числе и от цены на электроэнергию, от трудозатрат. Маржу закладывают небольшую. «Нужно ориентироваться на уменьшение стоимости того же молока, с приходом большей технологичности и правильности в этом процессе ее можно будет понижать», — рассказывает предприниматель. 

Намерены расти 

Сейчас в кооперативе задействовано около 10% площадей. В ближайших планах развития — увеличение площади теплиц минимум в четыре раза, козоводства и сыроделия — в три. Антон планирует развивать непрофильные направления: грибоведение, аквакультуру (объединение развития растений и рыб), изготовление собственных удобрений.

 Также участники кооператива задумываются об открытии собственного магазина в столице, но это будет тогда, когда наладят систематическое производство достаточного количества товара. 

Еще одна мечта Антона — зеленый туризм. Природа здесь замечательная, есть озеро. Есть даже такой артефакт, как старинный погреб, давно заброшенный. Когда начали его разгребать от мусора, то нашли мины Второй мировой. А если его дочистить, то там можно хранить вызревающие сыры и устраивать сырные дегустации. 

 Но сначала нужно построить коттеджи, где смогут останавливаться туристы. Это дорого, а вот отремонтировать для туристов одну из построек им по карману, этим и займутся в кооперативе в ближайшее время.  

Масштабирование 

 Большой долгосрочной целью Антон видит создание сети мини-ферм по модели «Родинного добробута» в других регионах Украины и популяризацию органического образа жизни. Предприниматель уверен, если люди будут работать вместе, это даст толчок к экономическому развитию регионов. Но самое главное — совместная работа позволит сплотить социум, сформировать крепкие социальные связи внутри небольших коллективов.  

Экономика Доходность проекта — 55-80% годовых. Кооперационная модель, потенциал территории и команда позволяют запускать проекты, создающие дополнительную стоимость продукции кооператива (переработка овощей инновационным способом, производство нетрадиционных молочных продуктов, зеленый туризм и т.п.). Развитие территорий села и района: отчисление налогов, закупка у населения с/х продукции.

Экология Выращивание и производство органической продукции с применением технологий и препаратов, которые разрешены к использованию сертифицирующими организациями, что улучшает состояние земель и водоемов. Отопление отходами деревопереработки, внедрение зеленых технологий — использование тепловых насосов и солнечных коллекторов для отопления теплиц. Отходы животноводства (в том числе закупаемые у селян) используются как удобрения в теплицах.

Социум Создание рабочих мест, в том числе для молодых людей. Органическая продукция способствует здоровью потребителей. Создание социума близких по взглядам людей: проведение инициатив по ответственному потреблению.

Текст: Евгения Козловская, Елена Гладских 

Фото и видео: Диана Колодяжная