Menu
1-е место
Транспорт

Окта енерджі

Киев

Изготовление зарядных стан­ций для электро­мобилей: 100%-ное украин­ское производств, украинские комплектующие - 40%

fb w

Octa Energy: подзарядка для будущего или как украинцы создают экосистему

Александр Омелькин, Александр Лунев и Андрей Смагалюк

владелецы компании Octa Energy

Своим конкурентным преимуществом основатели Octa Energy считают то, что они делают не просто зарядные станции на заказ, а создают экосистему своих продуктов. По сути это единая платформа  – от бюджетной серии до сложной бизнес-линейки.

В чем устойчивость бизнес-решения?

Производство зарядных станций на 100% происходит в Украине, украинские комплектующие составляют 40%. Запатентованы собственные разработки. Есть возможность масштабирования производства и развития сети собственных зарядных станций. 


«Эта история для меня началась в вагоне поезда Киев – Одесса. Именно там я встретил человека, который мне рассказал о проекте Octa Energy и познакомил с его основателями», – начинает рассказ о компании, создающей зарядные станции для электромобилей, один из трех владельцев Александр Лунев. Александр Омелькин и Андрей Смагалюк предложили своему новому знакомому, инженеру-радиоэлектронщику, переехавшему в 2014 году из Донбасса в Киев, «небольшую работку». 

Стартовали в 2015-м

 Это произошло в августе 2015 года. Чуть раньше родилась сама идея создания зарядных станций для электромобилей. Почему именно этот бизнес? 

«Я познакомился с человеком, который занимался дистрибуцией электромобилей, и он рассказал о проблеме нехватки зарядных станций. Попросил меня сделать какой-то корпус, куда можно было бы вмонтировать розетки. Я подумал, что неплохо бы туда добавить что-то из электроники, заразил этой идеей Сашу (Александра Омелькина. – Ред.), и мы начали разрабатывать первую зарядную станцию, – вспоминает Смагалюк. – Понимание того, что из этого стоит делать отдельный бизнес, пришло в тот момент, когда мы создали опытный образец, показали клиентам и стало понятно, что из этого может что-то получиться». 

Предприниматели собирают зарядные станции у себя в небольшом офисе. Практически все комплектующие украинские, в частности, платы производятся на мощностях Укроборонпрома, внешний корпус также собирается в Украине. А вот электронику приходится импортировать, так как в Украине такие компоненты не производят. 

В чем уникальность? 

В компании осознают, что в мировом масштабе их зарядные станции не являются инновацией, однако в Украине такие продукты, как и электромобили, пока еще редкость. 

«По сути это единая платформа, на которой можно построить зарядные станции – от бюджетной серии до сложной бизнес-линейки. Если бы мы хотели что-то быстро сделать и продать, у нас бы сейчас не было возможности выпускать те продукты, которые есть», – объясняет Александр Омелькин. 

По словам предпринимателей, если многие покупают готовые продукты у зарубежных производителей, затем интегрируют их на украинский рынок и продают, то они все разрабатывают с нуля. 

Инвестиции и монетизация 

Изначально финансирование стартапа шло из собственных средств основателей. «И сейчас, если нужны какие-то серьезные вливания, то мы вкладываем свои деньги», – замечает Александр Омелькин. И он, и Андрей Смагалюк продолжают параллельно заниматься бизнесами, которые помогают им поддерживать проект. 

При этом Octa Energy получил уже и первые внешние вливания – $35 тыс. от бизнес-инкубатора. По подсчетам предпринимателей, в свой проект они уже инвестировали около $300 тыс. Это не только деньги, но и оборудование, инструменты, материалы, трудозатраты. 

 Пока проект находится на начальной стадии: продано несколько сотен устройств. Сначала компания ориентировалась в своих продажах на конечного потребителя, однако потом перешла на работу с дилерами и сейчас строит дилерскую сеть по всей Украине. 

Читайте про победителей конкурса СТАЛО и голосуйте за лучших на странице рейтинга

Готовы к масштабированию 

В команде проекта работают пять человек. Устройства производятся мелкосерийно, однако, по утверждению предпринимателей, продукт уже готов к масштабированию. 

«Сейчас у нас есть линейка продуктов, которую мы производим мелкосерийно, но при желании мы можем производить наши продукты массово. На них есть рабочая документация и соответствующие лицензии», – отмечает Омелькин. Предприниматели не останавливаются на достигнутом, разрабатывая новые продуктовые линейки, иногда путем проб и ошибок. 

 «У нас есть несколько продуктов, которые не пошли. Например, зарядные станции в виде столбика. Они получились достаточно красивыми, но рынок не заинтересовался. Может быть, это связано с тем, что мы их предлагали в конце 2015 года, когда рынок еще не сформировался», – рассказывает Александр Омелькин. 

В планах компании до конца года выпустить новую линейку зарядных станций, которая будет иметь минимальный функционал, при этом ее можно будет использовать и дома, и в офисе.  

Идеи для расширения 

 Есть некоторые идеи для расширения и в смежных отраслях. «Например, проект с солнечными панелями. Есть солнечная электростанция, которая вырабатывает электроэнергию, ее избыток можно использовать для зарядки электромобилей. Это можно сделать как два отдельных продукта, как единый продукт, как АЗС с солнечными панелями. Это такой экопроект, где не применяются внешние источники электроэнергии», – делятся планами в компании. 

Для того чтобы эффективно работать и масштабировать бизнес, компания намерена расширять свою команду, привлекая сотрудников в сфере разработки ПО, а также маркетинга и менеджмента. Конечно, для масштабирования бизнеса нужны инвестиции. 

Основатели бизнеса готовы привлекать партнеров для реализации своих идей и даже поделиться долей в компании. А их стратегическая цель – выход на зарубежные рынки, в первую очередь американский и западноевропейский. 

Это планы уже на 2019 год. А в этом году команда будет дорабатывать свой продукт и сертифицировать его для международных рынков. Уже поступали предложения о сотрудничестве из Индии и Канады.  

Экономика Рентабельность бизнеса составляет 20-30%, но компания вкладывает прибыль в расширение линейки продукции и новые разработки: сейчас на регистрации четыре патента.

Экология Стимулирование рынка электрических автомобилей с нулевым выбросом СО2. Развитие альтернативной энергетики (проект автономных зарядных станций). Возможность использования солнечной, ветровой энергии для зарядки электромобилей.

Социум Для потребителя стоимость зарядки электромобиля в 7-10 раз дешевле обычного автомобиля. Переход на электротранспорт позволит жить в городах с чистым воздухом. Планируется расширение производства, а значит, создание новых рабочих мест.

Текст: Оксана Тарасенко

Фото и видео: Эмма Солдатова