Menu
1-е место
Ритейл, торговые площадки

Ozero

Киев

Магазин zero waste (ноль отходов) и услуги по экоадаптации для компаний и массовых мероприятий

fb

OZERO: zero waste — это наполнять свою жизнь эмоциями, а не вещами

Анастасия Мартыненко и Анна Поникарчук

основательницы интернет-магазина OZERO

Анастасия Мартыненко и Анна Поникарчук — давние поклонницы концепции осознанного потребления zero waste. Девушки популяризируют экотематику: читают лекции, проводят мастер-классы, а не так давно вывели свое увлечение в бизнес — открыли интернет-магазин OZERO, где можно купить экологичные предметы бытового пользования. 

В чем устойчивость бизнес-решения? 

Магазин "ноль отходов" проверяет на достоверность маркировку «эко» всех товаров, которые продает: такие товары оставляют минимальный экологический след. Есть услуги по экоадаптации для компаний, в том числе для организаторов фестивалей.  

Все украинское движение за осознанное потребление и минимизацию отходов держится на энтузиастах — людях, которые испытывают личную потребность в том, чтобы беречь природу и не становиться источником проблем для окружающей среды. Каждый, кто носит с собой спецавоську вместе пластикового пакета и пьет кофе из многоразовой термокружки, ежедневно делает свой осознанный выбор экологичной жизни. Анастасия Мартыненко вспоминает, что именно обилие пластиковых пакетов в быту заставило ее задуматься о том, какой урон они наносят окружающей среде. 

 «Я начала искать замену пакетам, нашла специальные тряпичные мешочки в зарубежных интернет-магазинах. Оказалось, что за границей очень много магазинов zero waste, где можно купить практически все бытовые вещи, которые не загрязняют природу. Стала интересоваться этой темой и поняла, что в Украине об этом надо говорить», — вспоминает Анастасия. 

Она стала сотрудничать с организацией «Україна без сміття». На одном из мероприятий познакомилась с Анной Поникарчук, которая тоже увлекалась этой концепцией. Девушки решили объединить усилия и создать пространство, в котором можно было проводить просветительские мероприятия на тему осознанного потребления.  

Начали с биоразлагаемых зубных щеток 

Тогда же родилась идея интернет-магазина OZERO, где каждый желающий мог бы найти экологичные аналоги предметов домашнего обихода. «Мне по роду деятельности часто приходилось покупать товары в зарубежных интернет-магазинах. Этот опыт я взяла на вооружение и стала искать подходящие товары для OZERO. Находила поставщиков, связывалась с ними», — рассказывает Анастасия.

 Первую партию товаров — зубные щетки из бамбука — заказали в Германии. Такая щетка полностью биоразлагаема, сделана из древесины и растительной щетины и отлично заменяет пластиковые. 

 Кроме того, девушки стали продавать хлопковые мешочки и авоськи. Одна такая вещь может заменить до 170 пластиковых пакетов в год, если ходить в магазин каждые два дня. Такие авоськи пока единственный экотовар, который основательницы заказали в Украине, остальное доставляли из-за рубежа. Все товары девушки проверяют лично: в этой нише качество и экологичность играет особую роль.

 «При выборе поставщиков мы ориентируемся не только на соотношение цены и качества, но и на самого производителя, насколько он разделяет наши ценности», — говорят девушки. В целом на первые партии товаров они потратили около 10 тыс. грн.  

Читайте про победителей конкурса СТАЛО и голосуйте за лучших на странице рейтинга

Без упаковки 

OZERO изначально задумывался основательницами как магазин товаров без упаковки, чтобы уменьшать количество отходов. И даже несмотря на то, что почтовую логистику неупакованного товара организовать невозможно, девушки нашли решение — все товары стали упаковывать с помощью материалов, которые подлежат переработке. У магазина уже есть клиенты, увлеченные zero waste, которые приезжают забрать товар лично, чтобы не множить отходы от упаковки. 

 По словам основательниц, аудитория, которая сортирует мусор и пропагандирует концепцию осознанного потребления, — это небольшая часть клиентов. «Основная масса покупателей — это люди, которые не очень осведомлены о zero waste, но ценят качественные и натуральные вещи. Как правило, это средний класс и больше женская аудитория», — рассказывает Анастасия. 

 Заказы клиенты делают все больше через социальные сети — Facebook и Instagram. Кроме того, основательницы магазина участвуют в тематических ивентах и различных ярмарках. Например, товары OZERO ежемесячно представлены на «Кураж Базаре»: постоянные клиенты знают, что точно смогут выбрать что-то по вкусу.  

Расширение и экоадаптация 

 Кроме интернет-магазина, девушки разрабатывают и второе направление бизнеса — предоставление услуг по экоадаптации для компаний. «Сейчас мы формируем два предложения. Первый включает доставку контейнеров для сортировки мусора в офисы и лекцию о zero waste для персонала. Второй — это полная экоадаптация офиса компании, когда мы рассказываем и показываем, как и что сортировать, замеряем потребление воды и электроэнергии и разрабатываем рекомендации по оптимизации потребления», —делится Анастасия. 

 Сейчас к Анне и Анастасии присоединилась еще одна сотрудница, которая взяла на себя маркетинговые функции. Девушки планируют и дальше расширять штат — набирать сотрудников, которые будут заниматься общением с клиентами и приемом заказов. Кроме того, в скором времени ОZERO станет полноценным пространством, в котором будут совмещаться магазин и образовательный хаб для проведения лекций и мастер-классов по zero waste.

 «Для нас очень важна просветительская сторона проекта. Мы хотим не только продавать наши товары, но и объяснять, почему они делают жизнь лучше, а мир чище», — говорят основательницы. 

 Особое внимание в проекте уделяют масштабированию. Анна и Анастасия подчеркивают, что такие магазины должны быть в каждом регионе, это позволит уменьшать негативный экологический след от транспортировки. И образовательные проекты zero waste должны появиться по всей стране, чтобы все украинцы могли делать свою жизнь более экологичной.  Цель экомагазина Ozero — уменьшить количество мусора в Украине, а бизнес-модель магазина zero waste (ноль отходов) распространить по территории всей страны. 

Экономика Два бизнес-направления: онлайн-магазин экологичных товаров с перспективой открытия офлайн-магазина и предоставление услуг по экоадаптации для компаний. Выбирают товары производителей, имеющих высокую экорепутацию в мире, в планах расширять сотрудничество с внутренним рынком.

Экология Минимальное количество упаковки, а если она и есть, то только из натуральных и перерабатываемых материалов, таких, как и сами товары.

Социум Отправляя меньше отходов на свалку, нынешнее поколение заботится о здоровье следующих поколений. Это один из накопительных эффектов концепции ноль отходов. При этом потребитель экономит средства, а развитие экосферы дает новые рабочие места: информационная деятельность, сортировочные линии, логистика.

Текст: Тата Кучер Фото: Алена Владыко Видео: Диана Колодяжная