Menu

Менторы:

Геннадий Медведев

Владелец сети ресторанов японской кухни «Сушия» и ресторана Grill do Brasil

Менти:

Юрий Лопатинский

Основатель социального предприятия «Горіховий дім»

Ментор - МСБ: Ищите простые решения, они работают

Социальное предприятие «Горіховий дім» выиграло 1-е место в конкурсе устойчивых решений СТАЛО в категории «социальное предпринимательство». Юрий Лопатинский, его основатель получил возможность проконсультироваться по ведению бизнеса с ментором Геннадием Медведевым, владельцем сети ресторанов японской кухни «Сушия» и ресторана Grill do Brasil, работающий по бразильской системе обслуживания «родизио» («ешь, сколько хочешь»)

«Горіховий дім» был основан в 2010 году. Создавался он для помощи женщинам в кризисном состоянии, которые оказались на улице или могли туда попасть. А в 2011 году родилась идея привлечь жительниц дома к выпечке сладостей. Часть специализированных процессов выполняют профессионалы, а несложную работу поручают воспитанницам «Горіхового дома». Так предприятие получает необходимые средства. Кроме выпечки печенья, занимаются кейтерингом, обслуживают посетителей в собственных кафе, поставляют пищу для школьных обедов. 

Основатель «Горіхового дома» хотел получить рекомендации по стратегическому и операционному управлению предприятием, построения процессов и системы управления и кризисному менеджменту. 

Как избежать конкуренции между сотрудниками?

Юрий Лопантинский рассказал, что раз в год проходит стратегическая сессия, где определяют дальнейшие планы. Раз в месяц проводятся совещание. На ней присутствовали сотрудники, отвечающие за кейтеринг, кафе, организацию обедов для школ и компаний. Иногда между различными подразделениями возникает конкуренция: люди спрашивают, почему какой-то заказ отдали не им. 

 "Мы задумывались об идее построить горизонтальную структуру, — рассказывает предприниматель. — Чтобы все могли проявить инициативу и заработать больше: например, менеджер, продающий обеды, мог бы находить и клиентов, которым нужен кейтеринг".

Как организовать максимально эффективное управление?

У компании нет четкого разделения, кто занимается проблемными вопросами и несет ответственность за принятие решений при проблемных моментах. 

В целом схема управления такая  -  одни руководители курируют маркетинг и внешние отношения, другие — организационные моменты и финансы. У каждого кафе есть директор, администратор, персонал. Изменения ведутся или директором, или администратором, за кухню отвечает кассир.

Непосредственно в работу директоров и администраторов не вмешиваются, обсуждают лишь общие организационные и финансовые моменты. Но если, например, у директора кафе возникают вопросы, он может обращаться к любому из руководителей "Горіхового дома". 

Также Юрий Лопатинский остановился на таком моменте: он видит возможность продавать продукцию через пекарни. "При организации обедов и кейтеринга мы можем проявлять большую гибкость, а с кафе сложнее — больше организационных моментов, больше деталей нужно учитывать", — заметил социальный предприниматель.

Что посоветовал ментор?

Геннадий Медведев, владелец сети ресторанов японской кухни «Сушия» и ресторана Grill do Brasil:

Не занимайтесь всем сразу — каждый должен отвечать только за свою сферу

То, что у вас нет четкого разделения, кто за что отвечает — это не очень хорошо. Этим можно пользоваться для манипуляций, и часть персонала так и будет делать. Потому что кто-то менее требовательный, кто-то более, и люди понимают, кому можно что-то сказать, а кому не стоит. Проблема также в том, что персонал не всегда понимает, что от кого ждать, это усложняет коммуникацию. Нужно не бороться с конкуренцией и ее последствиями, а создавать условия, при которых она невозможна.

Нужно, чтобы люди чувствовали себя одной командой. Есть хорошее упражнение: все садятся перед окном и описывают, что видят. Вас удивит, какими разнообразными могут быть ответы: кто-то напишет «белая рама», кто-то «деревья за окном». 

Ваша задача — добиться того, чтобы команда, условно говоря, «видела одно и тоже», чтобы людей объединяла общая цель. 

Не забывайте про человеческий фактор

Подумайте, как минимизировать возможность конфликтов и конкуренции. Например, вам не нужно сажать всех директоров за стол совещаний. В небольших компаниях совещания, где присутствуют все, как правило, стопорят роботу. Бессмысленно собирать людей с различными целями. Человеку не слишком интересно слушать про детское питание, если он занимается кейтерингом.

А идея про то, что менеджер может продавать и обеды садикам, и получать заказы на кейтеринг от крупных фирм вряд ли сработает. Кейтеринг — это про модно и престижно. А представителей школ интересует не впечатления, а качество еды и цена. 

Стоит слелать акцент на том, что ваш бизнес  -  социальный 

Ваше преимущество в том, что вы социальный проект. И поэтому не стоит ориентироваться на дешевый товар. Нужно ставить цену проходную на рынке.

Система карточек и скидок — это тоже навряд ли ваша история. Это желание получить подешевле, а не развитие лояльности именно к вам. Если конкурент предложит дешевле, такие люди уйдут к нему. Поэтому не стоит удешевлять товар. Наоборот, создавайте добавочною стоимость, потому что вы помогаете людям. Чем больше вы обесцениваете продукт — тем хуже к вам относятся.  Акцентируйте на том, что вы предлагаете качественный продукт, покупая который, человек в тоже время, делает доброе дело.

Продажа печенья — это достаточно популярная идея, есть скаутское движение в Америке, Армия спасения и другие  -  стоит изучить их кейсы.

Неплохо бы было, чтобы человек, купивший печенье, мог сразу наглядно увидеть, как он помог. Например, почитать отчет: "Сегодня продали такое-то количество печенья, и наши воспитанницы получили столько-то помощи". 

Неплохо бы было, чтобы человек, купивший печенье, мог сразу наглядно увидеть, как он помог. Например, почитать отчет: "Сегодня продали такое-то количество печенья, и наши воспитанницы получили столько-то помощи". 

Для экономии ресурсов отлично подходит ознакомление с опытом других компаний, похожих на вашу. Ваш маркетолог может адаптировать то, что уже было сделано в подобных бизнесах. Анализировать рекламные компании брендов лучше, чем читать книги, в которых много воды.

Текст: Евгения Козловская

Фото: Эмма Солдатова