Menu
Спецноминация
За пример инклюзивности не по указке. За толерантность и, хочется верить, заразительный пример для других.

Good Bread from Good People

Социальное предпринимательство

Киев, Винница

Пекарня, где люди с особенностями развития пекут кексы, которые затем отправляются в кофейни или к заказчику.

fb w

Good bread from Good People: пекарня, разрушающая мифы о людях с особенностями развития

Влад Малащенко

основатель пекарни Good Bread from Good People

В социальной пекарне Good bread from Good People работают люди с особенностями развития — пекут кексы и привозят их покупателям. Трудоустройство людей с инвалидностью в Украине очень сложный квест. Несколько лет назад основатель пекарни Владислав Малащенко решил изменить эту ситуацию.  

В чем устойчивость бизнес-решения? 

 Цель социального предприятия — устраивать на работу людей с особенностями развития, 90% из которых сидят дома, и менять привычное отношение общества к ним. В пекарне они пекут маффины, рядом находится сопровождающий педагог, который поддерживает и помогает. Продукция отправляется на полки кофеен или к заказчику курьером. В мае 2018 года по социальной франшизе открыта такая же пекарня в Виннице, планируется — во Львове и в Хайфе (Израиль).  

 Когда Влад рассказывал об идее открыть заведение, где будут работать люди с ментальной инвалидностью, часто слышал от окружающих что-то в духе «Я туда никогда не приду. Там же ЭТИ люди, у них слюна течет». 

 Такое стигматическое отношение к людям с физической инвалидностью, и особенно с особенностями развития, в нашем обществе обычное дело. Однако в последнее время с появлением разных социальных инициатив стереотипное отношение стало постепенно меняться.  

Помог случай 

У Владислава Малащенко театральное образование. Он несколько лет работал в театре и параллельно учился на лечебно-педагогическом семинаре. Это занятие и вдохновило его на открытие необычной пекарни. «Как лечебный педагог я регулярно вел группы из 6-7 детей, среди которых были дети с особенностями развития. В определенный момент я захотел облегчить жизнь людям с инвалидностью, социализировать их», — вспоминает он. 

 В декабре 2016 года у него появилась идея открыть пекарню, где можно было бы занять хотя бы нескольких человек с инвалидностью. Влад сразу запланировал, что открыться нужно к сентябрю, но на тот момент ни бизнес-плана, ни инвестиций у начинающего социального предпринимателя не было. Помог случай: Влад узнал о том, что образовательный центр для предпринимателей Startup Ukraine разыгрывает гранты на обучение. Он подал заявку, а через пару дней узнал, что выиграл и стал студентом.  

Кто ушел, а кто остался

 Обучение заняло три месяца, там Влад нашел нужные контакты, новые знакомства, а ко всему прочему нашелся и инвестор, и уже с июля по сентябрь предприниматель стал искать помещение и набирать персонал. Тогда и началась история пекарни Good Bread from Good People. 

 «На тот момент у меня были знакомые, заинтересованные в такой работе, и когда мы открылись, они составляли большую часть команды, но как-то они все быстро ушли, и мне пришлось набирать новых. Я несколько раз собирал команду», — говорит Владислав. 

 В Киеве есть благотворительное общество «Джерела», которое помогает людям с инвалидностью, и первые ребята пришли оттуда. Также в пекарне стала работать и сопровождающий педагог Оксана: она руководит процессами на кухне, направляет ребят и помогает им.

 «Изначально одной из наших миссий было дать работу молодым специалистам, но, к сожалению, они просто не умеют работать. В сентябре у нас было четыре пекаря, которые не справлялись со своими обязанностями. Тогда нас пригласили участвовать в «Кураж Базаре» и я попросил Оксану, маму одного из наших ребят, помочь. Так она и осталась. Как и все мы, она работает здесь не ради денег, а ради чего-то большего. Да, Оксана — мама особенного ребенка, а вот у меня и других коллег нет детей или родственников с инвалидностью. Мы выбрали эту работу по зову души», — делится Влад.  

Читайте про победителей конкурса СТАЛО и голосуйте за лучших на странице рейтинга 

Сработал пост в Facebook 

Все первоначальные инвестиции (около 100 тыс. грн) основатель пекарни потратил на аренду помещения, оборудование и зарплату персоналу. В небольшом арендованном цеху на Осокорках стояли только два стола и шкаф, а в кухне была одна вытяжка. Пришлось докупать холодильники и печи. Со временем потребовались еще вложения. 

 Не найдя подходящей краудфандинговой платформы, он сделал пост в Facebook, указал банковские реквизиты и в итоге собрал в три раза больше, чем планировал, — 106 тыс. грн. На эти деньги купили еще одну печку, холодильник и оплатили аренду на несколько месяцев вперед.  

От B2C к B2B 

К январю 2018 года в пекарне работала команда из семи человек с особенностями развития, они исполняли обязанности пекарей и курьеров. Пекли кексы — шоколадные, банановые, имбирные — стоимостью от 190 до 250 грн.

 Бизнес-модель Good Bread изначально была разработана как business-to-client (B2C), но со временем пекарня вышла и на B2B-рынок. Корпоративные заказы занимают все больше времени, особенно в праздники. 

 По словам основателя, с корпоративными клиентами проще и удобнее работать, к тому же это довольно прибыльный сегмент. В B2C средний чек составляет 200 грн, а в B2B — 2000 грн. У Good Bread стали заказывать кексы разные компании: и Ernst & Young, и Nestle, и даже посольства США и Израиля. Ивент-агентство Ideal Secrets регулярно покупало кексы для своих клиентов, а те тоже стали делать заказы и оформлять подписку.

 «Главную социальную задачу мы видели в том, чтобы помочь таким людям адаптироваться в обществе и не чувствовать себя изгоями. Здесь многое зависит от особенностей человека. У нас есть сотрудник с аутическим спектром, который не может выливать воду и выносить мусор. Это все учитывается. У нашего пекаря Миши умственная отсталость, но я не смотрю на его особенность, я смотрю на Мишу. Я пытаюсь понять, почему он ведет себя именно так. Им нужно, чтобы их поняли. Им нужен человек. Тот, кто был бы рядом и помогал. Это самое главное», — говорит Владислав.   

Успех с социальной франшизой 

В феврале 2018 года в Виннице открылась первая пекарня Good Bread по франшизе. За три месяца Владислав и команда обучили персонал, предоставили техкарты и поставили оборудование. Все расходы полностью покрыли франчайзи. 

 Сейчас это успешный бизнес: есть управляющий, администратор, шеф-пекарь, два сопровождающих и 6 человек с умственной отсталостью. 70% денег, полученных с этой продажи франшизы, Влад инвестировал в развитие киевской пекарни. В планах на 2018 год — открытие аналогичных предприятий в Одессе и Харькове, сейчас ведутся переговоры с франчайзи. 

 Менять

 Параллельно с расширением географии бизнеса пекарня пережила изменения в команде и даже успела обосноваться на новом месте. Павильон на ВДНХ, где сейчас располагается Good Bread, в разы больше, чем предыдущее помещение. 

 Кроме того, Владислав планирует расширять и сферу деятельности. В октябре хочет открыть небольшую кофейню в доме культуры «Арсенал», где тоже будут работать несколько человек с ментальной инвалидностью. Далее собирается найти инвестиции и открыть инклюзивный ресторан на 100 посадочных мест, где будут работать и люди с инвалидностью. 

 «В Украине люди с особенностями развития нигде не могут работать. Их судьба в большинстве случаев печальна: когда умирают их родители, они никому не нужны. Мы хотим, чтобы ребята приходили к нам, чтобы им было зачем просыпаться по утрам, зачем засыпать вечером, и куда идти дальше. Мы хотим менять привычное отношение общества к таким людям. От стереотипов и стигматизации можно и нужно избавляться», — говорит Владислав.  

Цель проекта Good Bread from Good People — менять привычное отношение общества к людям с особенностями развития, ведь пекарня доказывает, что такие люди могут найти работу, приносить пользу и быть нужными. 

Экономика Бизнес социального предприятия держится на двух китах — wow-эффекте и качественном продукте. Пекарня работает не только в B2C, но и в B2B-сегменте. Успешная франшиза подтолкнула к продолжению масштабирования. Кроме того, планируется найти инвестиции и открыть инклюзивный ресторан на 100 посадочных мест, где будут работать и люди с инвалидностью.

Экология Вся выпечка производится из натуральных продуктов с фруктами и овощами. Кроме того, делают бездрожжевой хлеб — гречневый, луковый, оливковый. Вся продукция доставляется в экоупаковке. На производстве установлено энергоэффективное оборудование.

Социум В пекарне работают люди с особенностями развития, им выплачивают зарплату, социализируют их. Большая часть сотрудников — пациенты реабилитационных центров. Запустили новый проект For Good People — общественную организацию, которая будет трудоустраивать людей с особенностями развития в компании и организации. Создают свою методику обучения тьюторов.

Текст: Тата Кучер Фото: Алена Владыко Видео: Диана Колодяжная