Menu

Менторы:

Михалис Александракис

СЕО Phillip Morris Ukraine

Менти:

Александр Лунев, Александр Омелькин, Андрей Смагалюк

владелецы Octa Energy

Менторы — МСБ: Важно не распыляться, а четко продумать вектор развития

В рамках проекта "СТАЛО" Александр Лунев, Александр Омелькин и Андрей Смагалюк, основатели компании Осta Energy - победителя в конкурсе устойчивых бизнес-решений "СТАЛО" в категории "Транспорт", получили рекомендации по развитию бизнеса от Михалиса Александракиса, генерального директора Phillip Morris Ukraine.


В Octa Energу собирают зарядные станции для электоромобилей у себя в небольшом офисе. Практически все комплектующие украинские, в частности, платы производятся на мощностях "Укроборонпрома", внешний корпус также собирается в Украине. 

Все решения разрабатывают с нуля, запатентованы собственные разработки. Команда небольшая — пять человек. Сейчас устройства производят маленькими сериями, но продукт готов к масштабированию. Своим конкурентным преимуществом в Octa Energy считают то, что создают экосистему своих продуктов: единую платформу — от бюджетной серии до сложной бизнес-линейки. 

Актуальные проблемы 

В Украине товары для рынка электромобилей, на котором работает Octa Energy, — узкая ниша, но она активно развивается, в том числе благодаря изменениям в законодательстве. В этой ситуации приоритетными для предпринимателей из Octa Energy являются такие вопросы: 

Какую стратегию развития бизнеса выбрать? 

На сегодня у них нет четкого ответа на этот вопрос. Сначала планировали заниматься только производством зарядных станций. Затем начали пробовать другие направления. И это решение оказалось успешным: сейчас у компании есть покупатели как на конечный продукт, так и на решения. "Не хотелось бы терять возможность заработать", — констатирует Александр Омелькин. 

Какой должна быть стратегия продвижения продукции? 

Предприниматели уверены, что производят отличный продукт, но проблема в том, что его некому продвигать. "Если мы занимаемся продажами — не хватает времени на разработку технологий", — заметил Александр Омелькин. На увеличение штата нет финансов, так как сейчас все вырученные средства инвестируются в новые разработки, как перспективную деятельность. 

С чего начать выход на зарубежные рынки? 

В уникальности своих разработок предприниматели не сомневаются, потому рассматривают возможность выхода на зарубежные рынки, тем более, что стоимость разработок у них в два раза меньше, чем аналогичные решения у зарубежных компаний. 

Какие советы дал ментор  

Михалис Александракис, СЕО Phillip Morris Ukraine: 

Стратегия развития компании 

Стратегия — это понимание того, какой продукт мы хотим делать, кто будет это делать, когда должен быть результат. Вы формулируете одной фразой вашу цель и переходите к деталям. 

Задавайте себе вопросы. Есть ли у вас нужные люди? Нет. Почему? Потому что не хватает финансов. Где можно их получить? Какие у вас могут быть варианты? Можно взять кредит в банке. Можно поискать программы, которые поддерживают развитие бизнесов, похожих на ваш (например, проект Smart cities, в который инвестирует Европейский Союз). Можно привлечь партнеров. Но в любом случае вам нужно понять, какие есть возможности для получения финансирования, так как это повлияет на ваш план развития. 

На данном этапе вам важно не распыляться, а четко продумать вектор развития. Можно позиционировать себя как научно-исследовательский центр, который знает болевые точки потребителей, и разрабатывать продукт, который будут покупать для перепродажи большие компании. Тогда маркетинг и продвижение товара — это будет забота этих компаний, а ваша задача — постоянное улучшение продукта. Либо же вы можете работать по вертикали, когда у вас будет исследовательский центр и подразделение, которое занимается продажами. 

Вы можете создать три разные компании, которые будут заниматься различными направлениями: 

• ремонт и сервис; 

• исследования; 

• коммерческое распространение вашего продукта. 

Можно создать общее предприятие с крупным поставщиком, где вы будете заниматься разработками, а в договоре прописать, что также у вас будет отдельная компания, которая предоставляет сервис и ремонт для этих элементов, чтобы у вас были эксклюзивные права на обслуживание вашего же товара — так вы обеспечиваете себе будущие заработки. 

Не бойтесь партнерства, не бойтесь делить права, отдавать 50% собственности на технические разработки. 

Вы находитесь на очень динамичном рынке, и вам нужен быстрый приток денег: если вы слишком долго будете разрабатывать новый продукт, он устареет еще до выпуска. 

Продвижение товара

Если у вас сейчас нет финансов для продвижения, вы можете использовать различные варианты. Например, вы упоминали, что одна компания предлагает вам продвижение, но вашу технологию она будет продвигать под своим брендом. Я не вижу в этом проблемы, это может приблизить вас к цели. Если ваш партнер инвестирует деньги в ваши разработки, то продавать под его брендом — вполне нормально. Но вам нужно убедиться, что вы будете совладельцами. 

Также важно обращать внимание на "вес" потенциального партнера. Если он раскрученный, если бизнес стабильный — вам нет смысла конкурировать с ним, если можно использовать его репутацию и имя на рынке. Но самое важное в продвижении вашей продукции — определиться со стратегией развития, потому что от этого зависят способы и возможности продвижения. 

Вам нужно понять, какой именно бренд вы строите: бренд зарядных станций или бренд технологии, которую вы разрабатываете. Нужно понимать, что чем больше у вас крутых идей, чем больше новых продуктов — тем больше вам нужно будет продвижение. 

Продвижение на зарубежные рынки 

У вас сейчас есть правильный продукт. Но вам нужно больше людей и понимание, как правильно взаимодействовать с рынком. 

Если вы планируете выход на международной рынок — вам потребуется много дополнительных финансовых вливаний, на сертификацию в том числе. Есть варианты, которые могут удешевить этот процесс.

Вы можете зарегистрировать компанию в Латвии — сам процесс простой и быстрый, но это может быть мостиком к международному рынку, и в результате вы получите к нему доступ. Но перед этим вы должны убедиться, что у вас стабильный бизнес тут, в Украине. 

Сфокусируйтесь на том, чего вы хотите достичь. Если вы будете постоянно отвлекаться на различные направления, пробовать, какое из них сработает — вы можете и не получить желаемое. А если все силы вкладывать в одну идею — больше шансов, что вы достигнете цели. 

Текст: Евгения Козловская

Фото: Эмма Солдатова